Короли биржи на рубеже XIX-XX веков

Новости России - Короли биржи на рубеже XIX-XX веков

Ум, смекалка, профессионализм, а также спекуляции, подкупы, махинации — более сотни лет назад знания и приемы, которые использовали участники финансового рынка, не слишком отличались от нынешних. Истории некоторых удачливых биржевых игроков начала ХХ века — в очерке, подготовленном инвестиционной компанией «АТОН».

Фото: andcvet.narod.ru

Захария Жданова и Игнатия Мануса называли «королями биржи». Первого еще в шутку прозвали «крестным Леночки» в честь акций Ленского золотопромышленного товарищества, а про второго (после скупки им акций Подольской железной дороги) говорили, что его бюсты «помещаются на всех станциях и полустанках».

О жизни Жданова известно не так много. Его настоящее имя — Захарий Петрович Голяшкин, родился в селе Сменцово Ярославской губернии, где окончил 4 класса сельской школы. Фамилию пришлось сменить, после того как Московский коммерческий суд признал его несостоятельным должником. Сам Захарий Петрович объяснял перемену фамилии ее неблагозвучностью. А разрешение на это он, якобы, получил после того, как в качестве кучера возил царя Николая II. Первые большие деньги пришли к Жданову после смерти тестя, который, кроме дома на Фонтанке в Санкт-Петербурге, обладал еще и приличным состоянием. Ушлый зять закрутил свой бизнес: стал скупать и продавать процентные бумаги, ценные вещи, вел учет векселей, а позже организовал свой игорный клуб, сам будучи азартным игроком.

Захарий Жданов

Туманное прошлое не помешало Захарию Петровичу в 1907 г. открыть небольшой банкирский дом «Захарий Жданов и К°». Благодаря природной смекалке и спекулятивному опыту его детище процветало. Через пять лет он уже был знаменитым биржевиком. В успехе основную роль сыграла удачная игра на повышение акций Ленского золотопромышленного товарищества, крупным пакетом которых Жданов владел. Цена акций благодаря игре Жданова поднялась с 1 тыс. до 5-6 тыс. руб., и на бирже эти акции стали в шутку называть «Елена Захаровна», а самого Жданова – «крестным Леночки».

Захарий Петрович вел дела с большим размахом, активно рекламируя свои услуги, печатая в прессе «заказные» статьи, тратя на это солидные суммы. Министерство финансов устроило ему проверку в 1909 г. и в результате вскрывшихся махинаций запретило вести ряд операций, в том числе осуществлять продажу билетов выигрышных займов с рассрочкой платежа. Однако Жданов не выполнял требования. Власти возобновили расследование, и в 1911 г. банкиру были предъявлены официальные обвинения в незаконной деятельности, обманах и мошенничестве. Накануне Первой мировой войны Совет фондового отдела Петербургской биржи исключил Жданова из своего состава, признав его деятельность на бирже дестабилизирующей и вредной. Но это не помешало Захарию Жданову оставаться «королем биржи».

Другой известной личностью на рубеже веков был Игнатий Порфирьевич Манус. По данным газеты «Санкт-Петербургский биржевой день», он имел состояние в 9 млн руб., а по некоторым данным, в 12 млн руб. Он входил в правления многочисленных предприятий, владел контрольными пакетами двух коммерческих банков и десятка промышленных предприятий. Карьеру Игнатий Манус начал в двадцать лет, работая финансовым агентом правления различных железных дорог. Позже он устроился в финансово-хозяйственную часть правления Царскосельской железной дороги, затем работал в канцелярии градоначальника Петербурга.

Игнатий Манус

В 1910 г. он принял участие в крупномасштабной игре на повышение акций Юго-Восточных железных дорог. Никаких видимых причин для их неожиданного подъема не было, дивиденд общества за последний год не повышался. Оказалось, что Международный коммерческий банк пожелал вытеснить конкурента и приступил к скупке акций через подставных лиц. Главным скупщиком стал Манус, которому для этой цели был открыт счет в Русско-Китайском банке. Манус начал скупать акции по 150 руб. и даже меньше, а к моменту их сдачи они уже стоили 264 руб., что позволило ему получить не одну сотню тысяч. Участвовал Манус и в крупномасштабной скупке акций Подольской железной дороги, которую стали даже называть «дорогой Мануса». Тогда в прессе и появилась шутка о его бюстах на всех станциях.

Источник: michurinsk.name

Однако кроме спекуляций были и инвестиции. Первые истории обогащения на бирже в Российской империи связаны со строительством железных дорог на средства частного капитала. Чтобы привлечь финансирование, правительство предоставило инвесторам гарантию на получение 3-5% дохода по облигациям, выпущенным частными железнодорожными компаниями. Введение такой государственной гарантии положило начало эпохе «железнодорожной лихорадки», отличительной чертой которой стала выдача концессий на постройку и эксплуатацию дорог частным лицам, которые в свою очередь использовали преимущественно средства, получаемые от эмиссии облигационных займов.

Павел фон Дервиз

Примером такого быстрого обогащения стала история Павла Григорьевича фон Дервиза, основавшего в 1866 г. Общество Рязанско-Козловской железной дороги. Дорога была выстроена исключительно за счет облигационного капитала, что принесло учредителю фантастическую прибыль – 1,5 млн руб. Фон Дервиз сумел получить концессию от правительства на постройку двух дорог на чрезвычайно льготных условиях и даже приобрести за границей у берлинских банкиров первоначальный капитал для строительства линии Коломна – Рязань. Это был, кстати, первый пример реализации облигаций русского акционерного общества за границей, в Берлине.

История возвышения другого российского финансиста, Алексея Ивановича Путилова, заслуживает отдельного рассмотрения. Алексей Путилов, внучатый племянник знаменитого промышленника, происходил из небогатой дворянской семьи и сделал блестящую карьеру вначале в министерстве финансов (в том числе благодаря вниманию и поддержке со стороны Сергея Юльевича Витте), затем уйдя в банковскую деятельность. Алексей Путилов служил управляющим Дворянским и Крестьянским банками, участвовал в подготовке Столыпинской аграрной реформы. В 1910 г. он учредил и возглавил крупнейший коммерческий банк Российской империи — Русско-Азиатский. В сфере интересов банка оказались самые динамично развивающиеся и стратегически значимые отрасли: машиностроение и металлообработка, масложировая и табачная промышленность, а также добыча и переработка нефти. Созданный Путиловым военно-промышленный синдикат, объединивший предприятия, финансируемые банком, производил снаряды и артиллерийские орудия для царской армии.

Алексей Путилов

Под руководством Путилова банк начал наращивать активы благодаря удачной игре на бирже, строительству железных дорог и торговым операциям в Азии. По объему портфеля ценных бумаг банк уступал лишь своему основному конкуренту – Петербургскому Международному коммерческому банку. За короткое время Русско-Азиатский банк превратился в крупнейшее кредитное учреждение, занимая первое место среди акционерных банков в Российской империи по объему операций.

Годовой доход Путилова достигал 400 тыс. руб.: огромные деньги даже по меркам петербургских банковских домов. К началу революции 1917 г. банкир контролировал свыше 150 предприятий с общей капитализацией в 1 млрд руб. В 1915 г. Путилов был на пятом месте среди богатейших предпринимателей империи. Витте считал Путилова одним из самых влиятельных финансистов в банковских сферах не только в Петербурге, но и за границей.

Биржа давала возможность заработать по-разному: можно было получать по 30% дивидендов с высококлассных ценных бумаг, можно было поверить в государственные обязательства и жить жизнью рантье. Были и случаи классического инсайда, когда люди, имевшие доступ к секретной информации, превращали ее в золото на бирже. Увы, судьба состоятельных людей после революции была не всегда счастливой, но это уже другая история. Так или иначе, со второй половины ХIХ века в Российской империи многие владельцы сбережений размещали свободные капиталы на рынке ценных бумаг, получая значительную прибыль.

Материал подготовлен совместно с зав. кафедрой исторической информатики, руководителя Центра экономической истории МГУ, член-корреспондента Российской академии наук, профессора, д. и. н. Леонида Бородкина и старшего преподавателя кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ, к. и. н. Анны Дмитриевой.

Понравилась новость - поделитесь с Друзьями!
Рубрика: Финансы

Вам могло бы понравиться:

Орешкин заявил о «ренессансе» в отношениях России и Европы Орешкин заявил о «ренессансе» в отношениях России и Европы
Россияне перечислили причины отказа от уже выбранных в интернете покупок Россияне перечислили причины отказа от уже выбранных в интернете покупок
Boeing презентовал бизнес-джет для самых долгих перелетов Boeing презентовал бизнес-джет для самых долгих перелетов
МВР: первый ж/д мост между Россией и Китаем введут в строй летом 2019 года МВР: первый ж/д мост между Россией и Китаем введут в строй летом 2019 года

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

©2018 Новости России. Все права защищены.
При копировании материалов активная гиперссылка на этот сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!